Плато Уарас в Западных Кордильерах с давних времен считался убежищем колдунов Перу. Говорят, они умеют вызывать духи умерших и материализовать их. Могут резко повышать и понижать температуру окружающего воздуха, что необходимо для появления «сияющих, управляемых небесными покровителями повозок».
Мало кому из чужестранцев удавалось становиться участниками этих магических обрядов. Один из них, англичанин Джозеф Ферриер, в 1922 году побывал в таинственном подземном поселении Колоброс.
И был так потрясен увиденным, что не поленился написать очерк для журнала «Британский следопыт», где заявил: «Ручаюсь за абсолютную справедливость изложенного».
Джозеф Ферриер умалчивает о том, как ему удалось стать гостем запретной для посторонних системы подземных лабиринтов, «весьма запутанной и тесной, почти непригодной для свободного дыхания и перемещения, но с зальцами, в которых вынужденно живут от рождения до кончины. Потому что жизнь каждого потомственного колдуна носит особый, более нигде, кроме как на здешнем плато, не встречающийся смысл».
В чем же заключается этот смысл? По мнению Ферриера, в следующем:
Подземные колдуны не проводят границу между миром живых и миром мертвых. Считают, что и живые, и мертвые всего лишь духи. С той только разницей, что до момента кончины дух каждого из нас томится в телесной оболочке. После смерти — высвобождается, делаясь духом вне тела. Поэтому специальными приемами колдуны добиваются того, что принявшие плоть духи могут быть рядом с нами, среди нас. Можно не верить, но копии этих некогда живых встречаются в лабиринтах, разгуливающие среди живых. Я сам неоднократно путал фантомов с людьми.
Не путают только колдуны Колоброса. Как только я переступил порог зала для вызова духов, сразу получил восемь или десять электрических ударов. Сомнения исчезли. Колдуны в своих набедренных повязках встали, сцепив руки, и затянули песню без слов. В ушах моих загудело. Я увидел, как вокруг голов колдунов начали вращаться тонкие серебристые обручи, разбрасывающие влажные холодные блестки. Блестки падали на пол, образуя подобие паутины, красной, словно кровь. Из паутины замедленно прорастали слабо видимые подобия человеческих тел. Они стояли, зыбко вибрируя от сквозняков галерей. Прошло несколько минут. Воздух насытился электричеством, начал мерцать.
Обретя дар речи, я спросил колдуна Аотука, что будет дальше? Аотук сказал, что дальше тени вызванных мертвецов станут твердыми, пригодными для нахождения в нашем мире». Повинуясь древнейшим магическим техникам, разряженные, легкие, как дым, тени стали совсем неотличимыми от людей.
Самый опасный для колдунов ритуал приманивания умерших отнимает много телесных сил. Лучше всего это удается в отрезок времени между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Магический новый год в лабиринтах Колоброс начинается 1 ноября с «безмолвного ужина» вокруг алтарного стола, покрытого холстиной, на которой расположены оловянный кубок, черные шнур и кадильница, железный нож, песочные часы, семь горящих свечей.
Каждый колдун носит на груди защитную золотую пиктограмму в форме оскаленного черепа, обрамленного четырьмя свинцовыми костями. Как только ближе к полуночи, верхний сосуд часов освобождается от песка, колдуны возжигают ладан и принимаются звать гостей на трапезу. При их приближении нож начинает вспыхивать красным светом. Шнур полностью сгорает. Из пола выбивается пламя. Колдуны громко восклицают: «Восстаньте из мертвых!». Свечи гаснут. Настает насыщенная ладаном тишина. Под потолком разливается сильное фосфорическое свечение.
«Уходите, уходите тени усопших. Мы не подпустим вас к себе, покуда не станете для нас живыми. Да будет согласие между нами. Да быть тому!» — оглушительно кричат колдуны. Вот уже нет теней. Вместо теней — их подробные телесные повторения, с коими можно посоветоваться, когда требуется принять важные решения.
Спросите, почему подземные колдуны из одежды предпочитают набедренные повязки? Потому что переговоры с воскресшими истончают ткани одежд, как бы добротны ткани не были. У меня был новый льняной костюм. Несколько бесед с воскресшими, несколько прикосновений к ним — и костюм мой пришел в негодность, как бывает под действием тлена» — пишет в своих заметках Джозеф Ферриер.
Ферриер утверждает, что воскресшие не вечны. Каждый задерживается среди колдунов от силы на год: «когда фигура „соседа" блекнет, когда истощается его внутренняя энергия, для него устраивается обряд возвращения к теням, — быстрый, чисто формальный. Как же ещё? Знания получены. „Сосед" не нужен.
Он, как бы ни хотели колдуны, больше не вернется». Однако именно с этого мимолетного обряда берет начало обряд — небесных повозок. О магических составляющих этого действа Ферриер не пишет ничего. Сообщает только, что видел, как в небе над плато Уарас «со страшным грохотом и скрежетом пронеслись огненные колеса и врезались в бровку каньона Колоброс». С «богами седьмого неба» колдуны встретится ему не позволили, сославшись на то, что простым смертным с бессмертными общаться нельзя.
На возражения Ферриера, что сами колдуны, будучи смертными, с небесными богами все-таки встречаются, обитатели Колоброса ответили, что контакты не часты, осуществляются только по инициативе бессмертных, делающих встречи безопасными.
В лабиринты Колоброса ныне не рискуют наведываться даже опытные спелеологи. Местные жители не сомневаются в том, что подземелья Колоброса по-прежнему обитаемы.
Путь туда чужим без ведома хозяев заказан. Многие ученые наших дней не верят в колдунов. Для них Колоброс — всего лишь система глубоких, трудно проходимых пещер, не более. В начале минувшего века Джозеф Ферриер тоже так считал. А встретился с чудом.
|