Весной 1788 года французский критик и драматург Жан-Франсуа де Лагарп присутствовал на званом вечере в Париже. Это был не обычный вечер, потому что среди гостей было несколько очень известных и влиятельных лиц: математик и политик маркиз де Кондорсе, астроном Жан Сильвен Байи, политик Кретьен де Мальзерб, врач королевы Феликс Вик-д’Азир и писатель Себастьен де Шамфор. С легкой руки Лагарпа в историю вошли предсказания одного из гостей, писателя-романиста маркиза Казота.
Жак Казот был также известен тем, что имел страсть к оккультизму и посему получил репутацию ясновидца. В тот вечер он был непривычно серьезен, что вызвало любопытство его товарищей. После ужина разговор зашел о современном состоянии французского общества.
Настроение было оптимистичное. Все гости, за исключением Казота, согласились, что новый век разума не за горами. А тот прервал легкомысленные разговоры, серьезно и прямо заявив, что революция, которую все так ждут, действительно, вот-вот случится... но «правление разума» сулит несчастья всем присутствующим не далее чем в течение пяти ближайших лет.
Гости были ошеломлены, в сторону Казота посыпались вопросы, и он предсказал судьбу каждого. Он сообщил Кондорсе, что тот отравит себя в тюремной камере, чтобы не попасть в руки палача; Шамфор в отчаянии перережет себе вены; Вик-д’Азир также умрет, вскрыв себе вены; а Мальзерб и Байи будут обезглавлены.
Когда он проходил вокруг стола, гости реагировали смешением ужаса и улыбки, не зная, насмехается писатель над ними или говорит всерьез. Лагарпу Казот напророчил, что тот, убежденный атеист, умрет христианином.
В этот момент гости расслабились — последние слова они восприняли как доказательство, что все это было злой шуткой. Тогда один из гостей сказал: «Мне уже не страшно, ибо, если нужно ждать, пока Лагарп станет христианином, то мы будем жить вечно».
На несколько мгновений настроение улучшилось. Герцогиня де Грамон отметила, что присутствующим женщинам вроде бы ничего не грозит, так как вопросы революции их не касаются. Но этим она подбросила Казоту возможность напророчить еще больше разрушений и смертей. Он сказал, что женщины пострадают не меньше мужчин, особенно принцессы и «даже выше». Гости сочли, что он имел в виду королеву Марию-Антуанетту.
Развитие событий.
Лагарп был так обеспокоен этими предсказаниями, что по возвращении домой записал происшествие. Эти заметки должны были быть опубликованы только после того, как сбудется большинство пророчеств Казота.
Французская революция произошла в 1789 году. В качестве акта антиклерикализма в соборе Парижской Богоматери возвели на престол актрису, игравшую роль Богини Разума. «Правление разума» действительно началось, как и говорил Казот.
В течение пяти следующих лет Байи и Мальзерб взошли на эшафот, Кондорсе принял яд и Шамфор перерезал себе вены. Вик-д’Азир умер, но не от потери крови, а от лихорадки. Тем не менее, если бы он не умер раньше, ему бы вскрыли вены — именно так часто пытались лечить лихорадку в те времена. Казот тоже погиб — он был замешан в заговоре по спасению короля и поплатился за это головой.
Лагарп действительно пришел к христианству. Находясь в тюрьме, он нашел для себя Бога. После освобождения он стал глубоко религиозным человеком, и его жизнь окончилась в монастыре в 1803 году. Его рассказ о предсказании Жака Казота не публиковался вплоть до 1806 года, но имеются заявления свидетелей под присягой, подтверждающие, что все так и было. В самом деле, есть даже доказательства, что эта история много лет пересказывалась из уст в уста, прежде чем была опубликована.