У парапсихологов и ученых диаметрально противоположные точки зрения на жизнь после смерти. Первые считают, что энергоинформационная сущность, или душа человека, продолжает существовать после смерти его физического тела и способна вступать в контакт с живыми людьми.Мужи науки отрицают это. Между тем есть немало достоверных фактов, свидетельствующих о том, что контакты с тонким миром не только происходят, но и оставляют материальные следы в нашей реальности. В частности, это относится к живописи.
Быть не может!
Впервые этот феномен стал известен в 1945 году, когда в Голландии начался судебный процесс по громкому делу торговца картинами миллионера Хенрикуса Антониуса ван Меегерена, которого обвинили в сотрудничестве с нацистами в годы оккупации. Одним из доказательств было полотно знаменитого голландского живописца XVII века Яна Вермеера Дельфтского «Христос и блудница». Картину обнаружили в личном музее рейхсмаршала Германа Геринга, а продал ее фашистскому главарю в 1943 году именно Меегерен за миллион гульденов.
Сразу после войны за сотрудничество с нацистами в Нидерландах судили строго. А тут речь шла о продаже национального достояния в то время как сотрудники музеев с риском для жизни прятали бесценные предметы искусства. Никто не сомневался, что по приговору суда Меегерен будет повешен.
Однако на первом же судебном заседании художник поставил судей в тупик. Прокурор обвинил его в пособничестве нацистам, выразившемся в том, что ради личной выгоды он продал им шедевр Вермеера, жемчужину в сокровищнице голландского искусства. В ответ Меегерен заявил, что полотно «Христос и блудница» написал он, а вовсе не классик.
На фото:Картина «Христос и блудница», в авторстве которой Меегерен был вынужден признаться на суде
— Вы утверждаете, что эта картина подделка? Но ее подлинность установлена крупнейшим специалистом по живописи XVII века Абрахамом Бредиусом и подтверждена его коллегами. Они единодушны в том, что технику и манеру письма Дельфтского мастера невозможно подделать.
— Тем не менее я написал это полотно собственной рукой, а Вермеера, если хотите, можно считать соавтором, — настаивал обвиняемый.
— Но этого не может быть! Ведь великий живописец умер в 1675 году и поэтому не мог помогать вам писать «Христа и блудницу»!
— И все-таки это было именно так, — упорствовал Меегерен и в качестве доказательства поведал изумленным судьям удивительную историю своей жизни, которая не укладывалась в рамки здравого смысла.
В соавторстве с духом
Еще во время учебы в Академии изящных искусств у Хана ван Меегерена проявился талант живописца. Его первая большая картина с изображением интерьера церкви Святого Лаврентия в Роттердаме удостоилась премии. А в 1922 году Меегерен принял участие в большой выставке в Гааге с неожиданным для начинающего художника успехом: все его полотна были распроданы за несколько дней.
А вот критики встретили его творчество в штыки: кому нужны безнадежно устаревшие библейские сюжеты, да и таланта у этого Меегерена кот наплакал. Художник постарался не обращать внимания на разгромные отзывы, продолжал писать, пытался выставляться. И тогда по подсказке модных в то время живописцев, опасавшихся появления конкурента, ему устроили настоящую травлю. Кончилось тем, что отчаявшийся Хенрикус покинул родину, перебравшись во Францию, но и там не добился признания. С горя начал пить, от него ушла жена. В конце концов от безысходности ван Меегерен решил покончить с собой.
В этот момент перед его мысленным взором возник седовласый старец, который строго сказал:
— Не бери на себя великий грех перед Богом. Ты погубишь не только душу, но и ниспосланный свыше талант, который, у тебя есть. Меня тоже не признавали, но я не сдавался. Последуй моему примеру, а я помогу тебе.
— Кто ты? — спросил потрясенный Меегерен.
— Ян Вермеер.
Так, по словам Хенрикуса Антониуса ван Меегерена, произошло их фантастическое знакомство. Для художника оно оказалось судьбоносным. Меегерен перестал прикладываться к бутылке и вновь взялся за кисть. Он проводил за мольбертом долгие часы и вдруг временами начал замечать, что его рукой водит кто-то другой.
Он стал отдавать предпочтение холодным светлым тонам, которые раньше не любил. Постепенно достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, как это было на полотнах Вермеера. А когда стал автоматически выписывать замысловатую монограмму Вермеера, то понял, кто был его невидимым наставником.
Потом покойный художник начал зримо являться перед своим подшефным. Учил изготавливать краски по старинным рецептам, покупать в лавках работы неизвестных средневековых художников, смывать с них краски и рисовать на старых холстах, после чего искусственно состаривать картины, чтобы они потемнели и на них появились кавелюры — трещинки на верхнем слое краски. А вот большое полотно на библейский сюжет Дельфтский мастер начал писать сам рукой Меегерена, причем это растянулось не на один месяц.
В 1932 году всех, кто интересовался живописью, ждало сенсационное открытие. В одной из частных коллекций обнаружилось ранее неизвестное полотно Вермеера «Христос в Эммаусе».
Эксперты провели экспертизу, которая установила, что и полотно, и краски — все настоящее: XVII век. Находку при посредничестве комиссионера, художника Ван Меегерена, приобрел за 550 тысяч гульденов (целое состояние по тем временам) Музей Бойманса — ван Бёнингена.
Столь высокая цена объяснялась тем, что Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие оказалось невелико. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696 года, значилась 21 картина, а в 1930-е годы из них были известны 16 и только 4 находились в Нидерландах.
Поэтому можно понять покупателя «Христа в Эммаусе», который попросил посредника ван Меегерена «прочесать» частные коллекции на юге Франции и севере Италии. К его радости, тот нашел еще несколько картин Вермеера.
Давая показания в суде, ван Меегерен утверждал, что эти картины вышли из-под его кисти, а всего он написал в соавторстве с духом голландского живописца около десятка полотен. Причем когда однажды он спросил Вермеера: «Зачем тебе все это нужно?» — дух мастера якобы ответил: «Чтобы продолжать открывать людям красоту окружающего их мира».
Рукой мастера
Признание обвиняемого было настолько фантастичным, что вызывало сомнение в его здравом уме. Но ван Меегерен настаивал, что все рассказанное им правда, и брался доказать это:
— Дайте мне краски и кисти, — умолял он. — Я напишу еще одного Вермеера, и тогда вы поверите мне.
После долгих споров и сомнений суд все же решил провести следственный эксперимент. Художника снабдили всем необходимым. С августа по ноябрь 1945 года в хорошо охраняемом доме в присутствии экспертов он создавал новую картину Дельфтского мастера.
Правда, никто из надзиравших за ним специалистов не знал, что еще в самом начале к Меегерену явился дух Вермеера, обнадеживший обвиняемого: «Ты будешь оправдан, я помогу тебе, — пообещал он. — Твоей рукой я напишу «Христа, проповедующего в храме», так что ни у кого не останется сомнений в нашем совместном творчестве».
Когда полотно было закончено, эксперты оказались перед сложным выбором. Признать, что картины ван Меегерена, ранее приписываемые великому голландцу, подделка — значит расписаться в собственной профессиональной несостоятельности. Но и против очевидного факта, что все полотна сделаны одной рукой, не пойдешь.
Официально Меегерена считают необычайно талантливым фальсификатором
А то, что речь идет о жизни невинного человека — самого художника, похоже, их не волновало. В конце концов они вынесли хитроумный вердикт, заявив, что Меегерен, судя по написанной при них же картине, мог быть (!) автором и остальных «вермееров».
Обвинение в коллаборационизме и расхищении национального достояния с Меегерена сняли. Но тут же повесили другое — мошенничество в особо крупных размерах. В общей сложности продажа «совместных» картин принесла ему более двух миллионов фунтов стерлингов. Однако суд присудил ему всего один год тюрьмы. Художник уже строил планы о творческой жизни в заточении, но 30 ноября 1947 года неожиданно скончался от инфаркта.
Феномен психографии
В то время о психографии, или автоматическом письме, когда человек только держит в руке карандаш, ручку или кисть, а они сами движутся по бумаге помимо его воли, ничего не было известно. Поэтому случай с ван Меегереном остался загадкой. Но во второй половине XX века исследователи паранормальных явлений обнаружили, что процесс получения смысловой информации помимо воли человека не такая уж редкость.
Случаи проявления этого феномена могут быть весьма разнообразны и по форме, и по содержанию. Причем усопшие художники чаще других людей искусства стремятся продолжить творчество на этом свете. Приведем несколько наиболее известных примеров.
Удивительный случай произошел в апреле 1973 года: через три месяца после смерти Пабло Пикассо англичанин Питер Кроуфорд, инженер по профессии, вдруг почувствовал непреодолимое желание рисовать. Купил кисти, краски, натянутые на подрамники холсты и все свободное время стал проводить за мольбертом. Вскоре он заметил, что его занятиями живописью руководит кто-то посторонний, заставляя механически писать картины. Причем Питер рисовал их очень быстро, без подготовительных эскизов и без исправлений, и на каждой ставил отчетливую подпись — Пикассо.
Нечто подобное случилось с голландцем Г. Мансфельдом, который до 46 лет никогда не брал в руки кисть и в обычном состоянии не может нарисовать даже простейшую картинку. Периодически он впадает в транс, и пишет отточенные по технике и сложные по композиции картины в разном стиле, причем левой рукой, хотя и не левша. По мнению искусствоведов, они настолько разнородны по стилю, что принадлежат кисти разных виртуальных художников.
Двумя руками
В качестве другого примера можно привести феномен бразильского психолога Луиса Гаспаретто. Находясь в состоянии транса, он провел более ста публичных сеансов «загробной живописи». Однажды прямо перед телекамерой он написал 21 картину. Причем на каждую тратил всего от 5 до 30 минут. Эксперты признали их творениями таких прославленных мастеров, как Леонардо да Винчи, Дюрер, Ренуар, Сезанн и Пикассо.
Причем медиум рисовал шедевры не только очень быстро, но и сразу двумя руками на двух разных полотнах. По словам Гаспаретто, он делает это, потому что каждой рукой одновременно пишет один из великих художников, пребывающих в тонком мире. Поэтому он может рисовать картины даже в полной темноте. Сам Гаспаретто убежден, что такие усопшие мастера используют его в качестве инструмента с целью показать, что жизнь продолжается и после смерти.
Это же загадочное проявление загробного творчества наблюдается и у бразильянки Марии Гертруды Коэльо. Эта женщина никогда не училась рисовать, да и художницей себя не считает. Но ей достаточно приготовить набор масляных красок, холст и погрузить себя в глубокий транс, чтобы создать настоящий шедевр. Столь громкое определение применительно к ее картинам вовсе не преувеличение, потому что она с удивительной точностью копирует полотна таких мастеров, как Веласкес, Ван Гог, Ренуар, Матисс. К тому же на каждом холсте стоит автограф автора.
Сама Мария утверждает, что ее руками управляют духи великих художников. Сначала у нее возникает телепатическое приглашение мастеров приняться за работу, после чего ее руки начинают двигаться сами по себе. Причем она не пользуется кистью, а все картины рисует только пальцами. Скорость же, с какой они мелькают в воздухе, просто завораживает очевидцев.
По словам сеньоры Коэльо, ей далеко не всегда удается установить связь с тонким миром. Парапсихологи, исследовавшие феномен необычной художницы, считают, что возможность контакта зависит не от нее, а от физического состояния энергетического канала связи, который, очевидно, периодически не пропускает волны из тонкого мира. Кстати, в нашем мире так иногда бывает с радиоволнами.
|